Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
- Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования (сайтМинистерство образования, науки и молодежной политики)
- Демонстрационные материалы (перейти)
- Задания на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (перейти)
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (перейти)
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (перейти)
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Кейсы по естественно-научной грамотности версия 2
- Кейсы по математической грамотности
- Кейсы по читательской грамотности
- Приложение к естественнонаучной грамотности
- Приложение к Математической грамотности
- Приложение к Читательской грамотности
- Формирование математической грамотности на уроках математики средствами УМК и пособий Издательства «Просвещение»
- Проект ГБОУ ИРО КК. Методические рекомендации по повышению ФГ в ОО Краснодарского края
- Сборник лучших практик организации внеурочной деятельности
- Сборник лучших практик по формированию естественнонаучной грамотности
- Сборник материалов по формированию ФГ по предметам естественнонаучного цикла
- Сборник. Функциональная грамотность школьников
- Банк тренировочных заданий по оценке ФГ
- Примеры открытых заданий PISA по ФГ совместному решению задач
Диагностические работы для учащихся 5-11 классов, демонстрационные варианты 2019 год
- Глобальные компетенции
- Естественнонаучная грамотность
- Креативное мышление
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Читательская грамотность
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Письмо СЦРО от 25.01.2022 №64 «О размещении материалов сборников»
- Письмо СЦРО от 25.01.2022 №62 «О направлении методических рекомендаций»
- Приказ УОН от 06.12.2021 №1712 «О внесении изменения в приказ УОН от 01.12.2021 № 3590 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»»
- Письмо УОН от 12.10.2021 №6834/26.01-20 «О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях»
- Приказ УОН № 1359 от 11.10.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
- МКУ СЦРО от 27.08.2020 № 02-04/533 «О методических материалах по формированию функциональной грамотности»
- Приказ УОН от 27.11.2020 №1258 «Об утверждении перечня мероприятий по повышению качества обучения функциональной грамотности в общеобразовательных организациях города Сочи в 2020-2021уч.г.»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 №2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»
- Письмо МОНиМП КК от 23.09.2021 № 47-01-13-21257-21 «О направлении приказа»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 26.01.2021 №TB-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Распоряжение Минпросвещения РФ от 12.01.2021 № Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Приказ УОН от 13.09.2023 № 1418 Об организации работы по повышению ФГ в 2023-2024 учебном году
- Приказ УОН от 28.09.2023 № 1531 О проведении тематических недель по ФГ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении ФГОС НОО»
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС ООО»
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС УО»
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС СОО»
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»